Солдат 1941-1945 

Солдат 1941-1945

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Солдат 1941-1945 » Мы помним » Лозовский Гавриил Антонович, 1897-1959


Лозовский Гавриил Антонович, 1897-1959

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Поиск информации по этому человеку начался с рассказа В.П Киселёва, на основе которого создана вот эта тема - Белые журавушки. Быль. , где идёт речь о батюшке Бакланской церкви Спаса Преображения Почепского района Брянской области, как о бывшем фронтовике, к тому же ст. лейтенанте, артиллеристе-разведчике.


Обычно десантирование секретно.
Потому про этих десантников навряд ли будут донесения от воинских частей.
Такие бойцы оставались чаще в забвении..



Из рассказа-были перед нами встаёт образ священника церкви, правда одетого не как на службе (у батюшки был выходной) :

К нам подходил старичок с белой окладистой бородой. Вид его был достоин кисти художника-передвижника: синяя нижняя рубаха, заляпанная на обвислом животе бурыми пятнами, старые холщовые брюки с незастегнутым середышем, и босой. Старичок часто и весело мигал почему-то сразу обоими глазами.

Далее, когда путники в лице автора рассказа и его друга Виктора, проголодавшись, собрались покушать вместе с батюшкой и церковным сторожем Сергеем, и пошло повествование от самого батюшки.

Батюшка поджидал нас, лежа на боку в тени большого дерева недалеко от церкви.

— В дом не пойдем: попадья ругаться будет. А закуски я сейчас принесу.

Батюшка проворно сбегал в дом и через несколько минут на лужайке, прямо перед божьим храмом, лежал узелок с жареной курицей, огурцами, деревенским хлебом, была даже чашка с творогом.

— А правда, что вы на войне были? — спросил я священника, пока Витька открывал бутылку.

— Правда. Ранен вот, в ногу, — он задрал штанину, показывая рубец. — Я был старшим лейтенантом, артиллерийским разведчиком.

— А чего же в попы пошли?

Батюшка перекрестился, косясь на церковь, и отпил из стакана.

И пришлось батюшке поведать ребятам о своей жизни и причинах, побудивших его стать священником:

 
... мы поняли, что батюшка до войны работал бригадиром в колхозе, посылали его учиться в совпартшколу, но не пошел. А тут и война. В первое время партизанил..

... — Меня с детства к божественному тянуло… а на войне был у меня случай, что загадал: останусь жив — век буду Бога молить. Я с фронта пришел — весь израненный, какой из меня работник. Бабы на себе пахали, насмотрелся. А людям вера нужна, успокоение. Каждой ведь хотелось, чтоб ее мужик живым вернулся.

 Ну, я и пошел на курсы, а потом в семинарию. Церковь эта до меня в запустении была: на ней наблюдательный пункт был в войну, потому и побило ее снарядами. В запустении была, да… Хотя сейчас уж одни старухи в Бога верят, — и впервые глаза его стали печальными.

— А сами-то действительно верите в Бога? — спросил мой товарищ и многозначительно посмотрел на стакан с вином в руке священника.

— Без веры нельзя… А это — Бог простит. Поймет Бог меня… — и батюшка надолго замолчал..

— А чья это у вас в поле перед селом одинокая солдатская могилка? Почему никто не ухаживает? — спросил я.

— А это в сорок третьем было… Наши сбросили здесь несколько человек на парашютах, немцы их поймали, этих девчонок, вот и затравили здесь, в поле, — рассказал батюшка.

— Девчонок? Это были девчонки? — удивился я. — А могилка как будто одиночная.

— Двое их было, — грустно сказал священник. — Молоденькие, по восемнадцать лет…

Я ко Дню Победы посылал баб ограду поправить, неужели не сделали?

Пришлось просить нашим путникам из рассказа проводить их через село более коротким путём сторожа Сергея, так как они торопилась успеть к поезду.

Церковный сторож Сергей бойко сменил впереди.

— А чего это батюшка у вас подмигивает все время и сразу на оба глаза? — спросил я.

— Контузило его.

— Где это угораздило? Об колокол головой задел?

— На фронте. Он ведь там офицером был.

— Вот это да… — снова удивленно протянул мой товарищ, — Поп — ветеран войны!

Далее церковный сторож поведал ребятам интригующие их подробности жизни священника, которые они ещё не успели узнать:

 
— Троих их тогда сбросили на парашютах, — рассказал сторож Сергей, — Должны были передавать данные для нашей артиллерии. Девчонок ветром на поле отнесло, здесь их немцы живьем и затравили псами. Бабы наши их потом по клочкам собирали в эту могилку… А его в парашютом принесло прямо на церковь. Старый священник помог ему из строп выпутаться, спрятал. За это его каратели и убили сразу же. Не нашли они тогда нашего разведчика, хотя полсела сожгли, и сколько баб и девок из-за него постреляли… Ну, а после войны он сам и объявился здесь, году, наверное, в сорок восьмом. Пришел уже в рясе. Долго никто ничего не знал у нас, да и он-то мне все рассказал недавно…



Пытаюсь проверить полученную информацию с целью выявить, правду ли рассказал сторож Сергей, сам священник о себе, и не подвела ли память жителей.

В любом случае память об участниках Великой Отечественной войны должна сохраниться вне зависимости от того, кем они служили или работали после войны.



Для выяснения, кто именно был священником в церкви Спаса Преображения с. Баклань со времени после Великой Отечественной войны и до 1976 г. (как в рассказе) и был ли он участником этой войны, с 1 апреля по совету методиста Почепской районной библиотеки Светланы Михайловны Москаленко общаюсь с Ниной Николаевной Якушевой из с. Баклань.

Нина Николаевна ранее работала зав. Библиотекой в селе Баклань, где имеются некоторые данные по забросу десантной группы 5 октября 1942 г. И конечно же Нина Николаевна хорошо знает местных жителей.
Она разговаривала с земляками из Баклани.
Познакомила меня с 77-ти летним жителем Кузнецовым Иваном Петровичем.

Со слов местных получается, что два батюшки до 1976 года они помнят.

Что в войну в 1942-м никакой батюшка не погибал от рук карателей, - церковь не работала.

Что они после войны помнят ПЕРВЫМ  батюшку Гавриила Антоновича, года до 1962-го.
Он утонул в сажелке, возвращаясь в тёмное время с крестин из соседнего села.
Звали его все по отчеству - Антонович.
Фамилию не помнят.
Зато выяснили, что сейчас по ул. Первомайской в дом 77 (он напротив церкви почти) приезжает летом его внучка Раиса Ивановна из Москвы, в девичестве Прокопенко.
У батюшки было, якобы, две дочери: Валя и Шура.
Шура с мужем Иваном Прокопенко (он из др. села родом) построили рядом с домом её родителей новый, а старый сломали.

ВТОРЫМ помнят батюшку с отчеством Павлович.
Иван Петрович Кузнецов его несколько раз подвозил на мотоцикле до Юдиново году в 1969-м, где жила его семья.
По описанию он подтверждает схожесть с батюшкой из рассказа "Белые журавушки" В.П. Киселёва: прихрамывал, шрам на ноге показывал, глазами вроде подмаргивал.
Ещё один житель Володя 1947 г.р., со слов Н.Н. Якушевой, вспомнил, что этого батюшку звали "Пал Палыч".

Об обоих батюшках помнят, что они бывшие участники Великой Отечественной войны.

А вот про церковного сторожа Сергея отзываются, как о странном, чудаковатом угрюмом мужчине, ходившем круглый год в кирзовых сапогах. Считают, что доверять ему не стоит.



7 апреля по эл.почте обратилась в Бакланскую сельскую Администрацию Почепского р-на за поиском информации в Похозяйственных книгах.
Обратилась к Благочинному Почепского р-на Клинцовской и Трубчевской Епархии отцу Ростиславу Козак.
Обращалась к отцу Георгию Бакланской церкви Спаса Преображения.
Мне помогает в поиске бывший десантник, ныне предприниматель, Сергей Петрович Жуков.

2

13 апреля я обратилась за помощью в данном поиске по эл.почте к Главе Почепского района С.Ф. Чеботкевичу и к Главе Администрации Почепского муниципального р-на Брянской области А.В. Москвичёву.
И чуть позже меня представил Сергей Петрович Жуков Андрею Вячеславовичу Москвичеву. Обменялись контактами.
Сразу получила заверение в полной поддержке и помощи в данном поиске от Андрея Вячеславовича.


В результате общения с отцом Георгием Парасичем Бакланской церкви и Благочинным из ПОЧЕПА, отцом Ростиславом Козаком, узнала, что необходимой информацией они не владеют.
Статистика по священникам не велась.

В Брянской Епархии ответили, информацию по кадрам до 1990-х годов нужно искать в архиве Орловской Епархии.


По информации от специалиста Бакланского с/поселения Екатерины Емельяновой в похозяйственной книге Бакланского сельского Совета за 1961-62-63 гг найдено в селе Баклань хозяйство Прокопенко Ивана Ефимовича 1930 г.р.
С ним вместе записаны
жена Александра Павловна 1930 г.р.
и дочь Раиса Ивановна 1950 г.р.

Есть приписка, что на 1962 г. Раиса ученица 4 класса.


Не было в те годы названия улиц ещё в Баклани. Не было и нумерации домов.
Это усложняет идентификацию людей.

3

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/19/t106192.jpg

Здесь отчество Александры Прокопенко - Павловна, но это ошибочно записано, т.к. в остальных книгах она Гавриловна (как и помнят жители).

Из достоверных данных точных источников (Похозяйственная книга Бакланского с/с) появилась информация о составе семьи отца Прокопенко Раисы Ивановны за 1961-62-63 гг.

Далее подтвердилась информация от местных жителей, что отец Раисы Ивановны (Прокопенко Иван Ефимович) не являлся уроженцем с. Баклань.
Он оказался родом из с. Савостьяны Погарского р-на. Там родилась и его дочь Раиса 02.01.1951 г.
С 1971 г. информации в Книгах о Раисе нет.

Нашли таким образом далее информацию о   том, что девичью фамилию Александры Гавриловны Прокопенко - Лозовская, и что её отец Лозовский Гавриил Антонович в возрасте 62 г. умер в с. Баклань 30.03.1959 г.

К сожалению, ни в ГАОО (госархив Орловской области), ни в архивах Брянской Епархии, ни в архивах Орловско-Брянской Епархии за 1944 - 1990 годы информации о священниках Бакланской церкви Почепского р-на нет.


Разговаривала сегодня с отцом Георгием Преображенской церкви Баклани.

Батюшка беседовал с жителями его прихода и с соседями.
Назвал, например, 80-ти летнюю соседку Ольгу Егоровну Проскурину из дома 76 Первомайской улицы.
Он знает, что Прокопенко (в дев. Лозовская) Александра Гавриловна похоронена в Баклани. Дочь Раиса Ивановна  её больную уже забирала к себе в Москву, а после смерти кремировала и прах привезла хоронить на Родину в Баклань.

На территории церкви есть две могилки. Об одной знают, что в ней захоронен тот самый церковный сторож Сергей.

4

Для поиска информации на участника ВОВ по электронным базам сайтов Министерства Обороны РФ и правильной его идентификации необходимы знание года и места рождения воина, РВК призыва или что-либо из названия в/частей мест его службы и наград.
С этим у нас пока сложности.

На этих сайтах есть Лозовский Гавриил, но лишь с отчеством Данилович.
И есть несколько Лозовских с отчеством Антонович.

Необходимо проверить послевоенные Похозяйственные книги села Баклань и, возможно, состав совхоза "Баклань". Что есть там на Лозовского Г.А. и его супругу.

И так же будем ждать информацию из общения с внучкой Гавриила Антоновича Лозовского.

5

Разговаривала сегодня с внучкой Лозовского Г.А., Юскаевой (Прокопенко в дев.) Раисой Ивановной.
Не зря земляки запомнили, что оба батюшки были участниками Великой Отечественной войны!

Фамилия семьи Лозовских имеет польские корни. Это родственники помнят.

Супругу Гавриила Антоновича звали Мария Павловна (1898  г.р)

Умерла она 06.09.1980 г. и  похоронена в Баклани.

Детей у супругов Лозовских было рождено 12 человек, но не все выжили, 8 умерли от тифа.
Остались и выросли четверо дочерей:

- Нина Гавриловна примерно 1920 гр., по мужу Мамонова. Последнее время жила и умерла в Курганинске Краснодарского края 13.01.2017 г. ;

- Таисия Гавриловна, по мужу Юхман; жила в с. Посудичи ;

- Александра Гавриловна, по мужу Прокопенко, 19.03.1930 - 30.01.2016;

- Валентина Гавриловна, по мужу Добрунь.

Жду фото Гавриила Антоновича от внучки.

До Баклани семья Лозовских жила в Берёзовке Погарского рна.
Потом построили мазанку в Баклани, в ней и жили. И после смерти мужа в ней жила Мария Павловна до 1970-х примерно годов.
А потом мазанку сломали, т к рядом с 1959 года дочь Александра Прокопенко с мужем Иваном поставили свой дом. И мать её жила с ними до самой смерти 06.09.1980 г.

Жил в Московской области, во Внуково родной племянник Гавриила Антоновича - Пётр Лозовский. Он работал, помнят, директором школы там.

Раиса Ивановна общалась сегодня с более старшей по возрасту двоюродной сестрой, живущей в Краснодарском крае.
От них подтвердилась информация об участии семьи Лозовских в освобождении Брянщины от фашистов.

Со слов внучки Лозовского, Раисы Ивановны, Гавриил Антонович был военнообязанным.
Служба его в церкви была хорошим прикрытием для помощи Армии и партизанам.
Помогал раненым бойцам и партизанам, прятал их в церковное подвале и лечил. Доставал и помогал информацией и продуктами партизанам.
Его старшая дочь Нина была связной партизан.
У Нины Гавриловны было удостоверение участника ВОВ и Юбилейная Медаль.


После общения с внучкой Лозовских сегодня же братилась опять поискать информацию на Лозовских в Похозяйственных книгах Бакланского с/поселения в Администрацию поселения.
Специалист Татьяна наконец нашла запись на домохозяйство Лозовской Марии Павловны 1898 г.р. в 2-х книгах : за 1961-1963 гг и за 1964-1966 гг.

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/19/t233238.jpg

Со слов специалиста, в одной из записи указано, что дом построен в 1920 г, а в другой, - что в 1940 г.

6


http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/19/t929531.jpg

Лозовский Гавриил Антонович (1897-1959)

2 Мая довелось пообщаться с Людмилой, другой внучкой Лозовского Г.А.

Она является второй дочкой старшей дочери Лозовского - Нины Гавриловны. Людмиле 73 года. Живёт с 1970-го года в Курганинске Краснодарского края. После 1970-го к ней переехала и сама Нина Гавриловна, где и умерла в возрасте 97 лет в 2017 году.

Людмила добавила к сообщённому ею ранее, что их дед Лозовский Гавриил Антонович родом из села Норино Почепского р-на.
В Баклань переехал ещё до войны и служил там в церкви диаконом. Во время войны церковь работала, дед был уже батюшкой.
После войны он получил чин протоиерея.

Дом в Баклани был построен ещё до войны.
До Баклани жили в Берёзовке Погарского р-на.

Девочки Лозовских рождены кто в Берёзовке Погарского р-на, кто - в Баклани Почепского р-на.
Нина Гавриловна родилась 04.11.1920 г. в Берёзовке. .

Нина вышла замуж до призыва мужа (Федос Емельянович Мамонов) на фронт в село Берёзовка Погарского р-на, где и жила до 1970-х годов.

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/19/t592697.jpg
Нина Гавриловна Мамонова (в дев. Лозовская)

Муж так и пропал б/вести с 1941 г. - Ссылка

Информация из документов, уточняющих потери
ID 61290924
Фамилия Мамонов
Имя Федос
Отчество Емельянович
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Дата и место призыва __.__.1941 Погарский РВК, Брянская обл., Погарский р-н
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.11.1943
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 693

В марте 1942 г. Нина Гавриловна родила свою первую дочь.
За время войны Нина была связной партизан, работая в контакте с отцом, служащим в Бакланской церкви.
Был случай, что едва не попала в руки гестапо. Была арестована и доставлена в ПОГАР, где её буквально спас работавший под прикрытием в полиции мужчина. Помнила его и родным рассказывала до конца дней своих.

Так как муж не вернулся с войны, Нина вышла замуж вновь и в 1947 г. родилась её вторая дочь - Людмила.

После войны Нина была признана участником ВОВ и при выходе на пенсию получила ещё звание Ветаран Труда.
Было несколько наград, среди них и юбилейные ко Дню Победы.



В итоге получается, что запомнили земляки и родные о батюшках Бакланской церкви, в основном это и остаётся памятью о них.

Два их было до 1976 г., и оба участники Великой Отечественной войны:

- Лозовский Гавриил Антонович, 1897-1959
- Власенко Павел Павлович, 1908-1978

Жаль, но в Почепском военкомате не смогли ничего найти на Гавриила Антоновича Лозовского.
Уж если его дочь была связной партизан и признана была участницей ВОВ, то и он должен был иметь звание участника ВОВ.


С рассказом-былью о батюшке, якобы единственном после войны и до 1976 года, далеко не совсем, как в рассказе, подтвердилось.

В Бакланской церкви в войну служил Лозовский Гавр. Ант., и так до 1959 г.
О спасении им именно десантника 5 октября 1942 г. никто не знает, хотя он прятал и лечил раненых наших воинов.
О расстреле батюшки тоже не знают.
Но Лозовский мог жалеть, если не смог помочь тем девушкам.

Сторож Сергей ещё при Лозовском пришёл в церковь.

Когда в Баклани в 1976 г. был историк Киселёв В.П., батюшкой был Власенко П.П., но он не был в войну ст. лейтенантом.
Хотя по фото Киселёв его признал.
И с погибшими десантниками батюшку Власенко связывали лишь фамилия одной из них, участие в борьбе с фашистами и соучастие в их судьбе. Не был он десантником.



Спасибо всем, кто помогал в поиске!

7

Обращалась в Курганинский РВК Краснодарского края по поводу подтверждения статуса участницы Великой Отечественной войны Мамоновой Нины Гавриловны, так как на сайтах Министерства Обороны РФ даже юбилейный наград на Мамонова Нину Гавриловну я не нашла.
Могли пропустить при разноске.

Сейчас по результату поиска мне позвонила сотрудница Курганинского РВК Анжелика Юрьевна Кельм.
Удостоверения участникам ВОВ у них стали выдавать в 1980 году.

К сожалению, не нашли в документах РВК по выдаче удостоверений участникам ВОВ на Мамонова Нину Гавриловну.
Не смогли найти и наград на неё.

Нет её, как участницы или ветерана ВОВ и в документах соц. обеспечения. Анжелика Юрьевна к ним обращалась.

Анжелика Юрьевна просила переслать ей скан или фото удостоверения Нины Гавриловны.

Всякое бывает.
Ждём от дочери Нины Гавриловны, Людмилы, фото разворота удостоверения участницы ВОВ Мамоновой Нины Гавриловны и её наград.


Вы здесь » Солдат 1941-1945 » Мы помним » Лозовский Гавриил Антонович, 1897-1959