110 Гв. АП ДД 12-й Гв. АДД базировался на аэродроме п. Монино Московской области.
Самолёт транспортный военной модификации ЛИ-2, или ПС-84К.
С лета 1942 г. ПС-84 начали применяться в качестве ночных бомбардировщиков. Под центропланом смонтировали бомбодержатели на 1000 кг бомб. Увеличили до 3110 л максимальный запас горючего. Взлетный вес машины превысил 11 500 кг (при довоенной норме 10 900 кг).
Пассажирские ПС-84 в войну больше не строились. Единственным исключением можно считать пять самолетов с салонами довоенного образца, специально изготовленных в Ташкенте в июне 1943 г. для полета советской делегации в Тегеран.
В качестве ночного бомбардировщика ПС-84 не мог похвастаться ни скоростью, ни маневренностью. Зато его экипаж работал в значительно более комфортабельных условиях, чем, скажем, на Ил-4. Просторные кабины, двойное управление, позволявшее пилотам сменять друг друга, салон, где при необходимости можно было и подремать на чехлах, туалет и буфет, отопление (в Ил-4 зимой было ненамного теплее, чем за бортом) и вентиляция, тепло- и звукоизоляция, хорошее приборное оснащение делали самолет весьма удобным для дальних рейдов.
Поведение в воздухе немного инертного, но послушного пилоту бывшего лайнера выгодно отличало его от неустойчивого, выматывавшего летчиков Ил-4. По оборонительному вооружению ПС-84 и Ил-4 были примерно равны, хотя у «Дугласа» совершенно не простреливалось пространство за оперением и под фюзеляжем. Получив бомбовую подвеску, ПС-84 не потерял возможностей транспортного самолета. Таким образом, советская авиация получила самолет двойного назначения, который можно было использовать так или иначе в зависимости от потребностей. Ими стали активно комплектовать полки Авиации Дальнего Действия (АДД).
Но возможности Ли-2 как бомбардировщика существенно ограничивались двумя обстоятельствами: во-первых, только наружная подвеска бомб как лимитировала их число и калибр, так и уменьшала и без того невысокую скорость пассажирского самолета, во-вторых, точность бомбометания сильно страдала от плохого обзора вниз у штурмана и от примитивности стоящего на машине прицела. Так что следующим шагом вполне естественно стало усовершенствование Ли-2 с целью дать возможность штурману смотреть вниз и пользоваться более современным прицелом оптического типа. В 1943 г. появился Ли-2НБ.
— https://studfile.net/preview/4165180/page:5/
Из донесения на потери 110 авиаполка читаем, что не вернулись с боевого задания в ночь с 15 на 16 октября 1943 г. с бомбометания района Деменка (Деминка, Демено, Демино), Парфёновка 7 военнослужащих полка (нажимайте на картинки ниже — увеличатся и станут виднее):
1. Савченко Павел Павлович, гв.капитан, командир 1-й АЭ, кадровый, 1919 г.р., Ростовская обл., Мочетинский р-н, с. Ленинское;
2. Самонов Петр Васильевич, гв. мл.лейтенант, лётчик, кадровый, 1922 г.р., Московская обл., Н-Петровский, д. Н-Рождествено;
3. Дыль Михаил Кириллович, лейтенант, штурман корабля, кадровый, 1914 г.р., г. Запорожье;
4. Крылов Федор Иванович, техник-лейтенант, механик авиац. бортовой старший, кадровый, 1916 г.р., Куйбышевская обл., Барашевский р-н, д. Поселок;
5. Саталкин Петр Михайлович, мл. сержант, в/стрелок-радист, прибыл из ГВФ, 1925 г.р., Сталинградская об., Ольховский р-н, с. Рыбинка;
6. Кожин Александр Андреевич, старшина, в/стрелок, призван Ворошиловским РВК г. Воронеж, 1918 г.р., г. Курск;
7. Персидский Лев Константинович, мл.сержант, в/стрелок, призван Марушинским РВК Алтайского края, 1922 г.р., Горьковская обл.,Арзамасский р-н, д. Марьевка.
Интересует вопрос: это экипаж ОДНОГО самолёта??
7 человек.
Находила где-то в сети, что может быть 7. Так же находила, что устанавливали по 4 пулемёта ШВАКС: 1 спереди, 1 сверху по 1 по бокам ближе к хвосту.
Читала, что такой самолёт ведут 2 пилота, сзади них места штурмана и стрелка-радиста.
И Богданов в разделе о потерях в тот день лишь об экипаже Савченко написал.
Здесь, вроде бы всё ясно, кроме неточностей в донесении: у Савченко к званию слово Гвардии (гв.) есть, у других нет, да и вверху заголовок лишь — 110 АП (а не 110 Гв. АП).
А вот далее читаем в донесении, что задание у них было иное, не как Богданов написал.
Их задачей было бомбометание в р-не Демино, Парфёновка.
Интересно, что там у фашистов находилось 15 октября 1943-го г., в р-не Демино и Парфёновка?
Ясно лишь, что это было за линией фронта.
Интересно найти эти населённые пункты где находились, ведь где-то там, рядом, видимо, и упал самолёт и погиб экипаж.
И с датой пропажи непонятка: на Савченко в одном отдельном донесении стоит 15.10.1943 г.
А в общем донесении при такой неконкретной дате оператор поставил 16.10.1943.
А кому и — с 15.10.1943 на 16.10.1943.
Я так поняла, что вылетели они 15-го октября в ночь, поздно вечером.
А вернутся должны были 16-го в начале суток.
По факту экипаж погиб 15 октября 1943 г.
Вывод такой ещё и потому, что командир соседнего полка Н.Н. Богданов в книге «В небе Гвардейский Гатчинский» пишет:
16 октября 1943 года нам сообщили из соседнего полка, что не вернулся с боевого задания самолёт Павла Савченко.
Там же он пишет:
В ночь на 16 октября Павел Савченко повел воздушный корабль в 267-й боевой вылет. Находившийся на борту его самолёта груз — боеприпасы и взрывчатка — предназначался партизанскому соединению Сабурова, в расположении которого он не раз бывал, садился на их партизанском аэродроме и маршрут полета хорошо знал.
В 22 часа экипаж донес: "Прошел линию фронта, высота полета 3700 метров, все в порядке". А уже через 25 минут на узле связи были приняты обрывочные тревожные фразы радиограммы о том, что экипаж ведет бой с двумя истребителями противника, самолет горит, атаки продолжаются...
Прошли дни, недели, месяцы, никто из членов экипажа Павла Савченко в часть не вернулся. Прошли многие годы после войны, а мы так и не знаем подробностей того воздушного боя и последних минут жизни славных героев.
Темы по каждому из них: