Легенды армии. Иосиф Рапопорт
В 1939 году Иосиф Рапопорт защитил кандидатскую диссертацию. А в 1941-м должен был защищать докторскую. Но не успел. Ученый совет назначили на 27 июня, а за три дня до этого Иосиф ушел на фронт добровольцем.
На учёный совет не успел - ушел на фронт
С июня по сентябрь 1941 года Иосиф Рапопорт прошел общеармейские командирские курсы «Выстрел» в Подмосковье и в звании старшего лейтенанта был зачислен на должность командира стрелкового батальона 51-й армии Крымского фронта. Через месяц в Крыму он получил первое тяжёлое ранение.
«Сквозная рана вот с этой стороны, пробиты легкие, лопатка и правая рука, но ему удалось доползти до своих, не попасть в плен». — /Ольга Строева, вдова Иосифа Рапопорта/
Транспорта для отступающих из Крыма частей не хватало. Рапопорту вновь повезло - его последним кораблем вывезли из Керчи и направили лечиться в госпиталь в Баку.
«Когда его выписали, то он шел по Сумгаиту и встретился патруль. Отец не смог поднять руку к пилотке. Поскольку она у него болела, он ею еще не владел. Но это было понято патрулем, как неуважение к встречному офицеру. И он попал на несколько суток на губу. Где и встретил сорок второй год. После сорок второго года ему предложили врачи демобилизацию. Отец отказался» — /Роальд Рапопорт, сын Иосифа Рапопорта/
Иосиф Рапопорт вернулся в строй в начале 1942-го, его направили командовать заставой на границе с союзницей гитлеровской Германии - Турцией, которая ждала удобного момента для вступления в войну против Советского Союза. Рапопорту приходилось не только ловить многочисленных диверсантов, но и улаживать конфликты между разными этническими группами.
И вновь продолжается бой
В декабре его, как перспективного офицера, направили на ускоренные курсы в Военную академию имени Фрунзе в Москву.
«Москва была полупустая, он на улице встретил своего ленинградского преподавателя Николая Николаевича Медведева. Поговорили, Медведев сообщил в Московский университет, его пригласили, и 5 мая 1943 года он защитил докторскую диссертацию» — /Ольга Строева, вдова Иосифа Рапопорта/
«За него уже президент Академии наук походатайствовал, чтобы его оставить в Академии наук работать. Но, тем не менее, он отказался. И от предложения преподавать тактику в Академии им. Фрунзе. Четко требовал, чтобы его направили на фронт», — вспоминает Александр Кирилин, помощник заместителя министра обороны РФ.
Для защиты выпускной работы в Академии имени Фрунзе Рапопорт выбрал особую тему - тактика неравного боя и возможность победы в нем. Эта работа была признана лучшей. Но гораздо важнее, что выпускник академии сумел применить эти знания на практике.
За успешное форсирование Днепра Иосиф Рапопорт был награжден первым орденом Красного Знамени.
«Его рискованные решения обычно сопровождались серьезным рациональным анализом. И если принимал решение, то это обычно означало, что другие варианты не приведут к успеху» — /Роальд Рапопорт, сын Иосифа Рапопорта/
Получая приказ взять очередную высоту, Иосиф Рапопорт стремился задержать атаку до темноты, понимая, ночью легче создать эффект неожиданности, вызвать среди врага панику, а значит - сберечь своих солдат. Связисты, которые невольно слышали все переговоры Рапопорта с вышестоящим командованием, знали - за это комбату неоднократно грозили трибуналом. Но их «батя», как называли молодого офицера бойцы, ни разу не дрогнул.
«Бессмертный батя»
«Он был ранен и потерял глаз. Пуля в каких-то миллиметрах прошла, не попав в мозг» — /Ольга Строева, вдова Иосифа Рапопорта/
После этого ранения семье комбата отправили похоронку - это было уже второе извещение о смерти: за несколько недель до этого Рапопорта засыпало землей при взрыве. Когда Иосиф вновь вернулся в строй, его стали называть «бессмертным».
«Рапопортом был проявлен высочайший личный героизм. Он сражался, тяжело раненный, не уходил с поля боя, не оставлял солдат. Он лично все время был на передовой» — Александр Кирилин, помощник заместителя министра обороны РФ/
Иосиф категорически отверг увольнение по инвалидности и уже через месяц в бинтах и повязках вернулся из госпиталя в свою дивизию.
«Он считал, что должен лично участвовать в войне. Когда он уже не мог командовать боевым батальоном, стал заведовать оперативным штабом» — /Ольга Строева, вдова Иосифа Рапопорта/
За прорыв линии Маргариты капитан Рапопорт был награжден орденом Суворова 3-й степени. А за освобождение южной окраины Секешфехервара - вторым орденом Красного Знамени.
Психическая атака
Свою последнюю военную награду Рапопорт получил в мае 1945 года при необычных обстоятельствах. Все знают о встрече союзников на Эльбе, но в истории войны была и другая - на Дунае. Она состоялась 8 мая 1945 года в Австрии и стала последней точкой в разгроме фашистских войск.
Майору Рапопорту поставили задачу не просто рискованную - самоубийственную! 500 человек должны были пройти сквозь 100-тысячную группировку фашистов и соединиться с американскими войсками.
«Когда он получил распоряжение, он не мог себе представить, как выполнит его. Пришлось быстро принимать решение, и он принял принцип психической атаки» — /Ольга Строева, вдова Иосифа Рапопорта/
Это было самое невероятное из всех решений: двигаться через немецкие части в открытую, на полной скорости. На протяжении всего рейда командир передового отряда 7 воздушно-десантной дивизии Рапопорт строго запретил бойцам отряда откалывать звездочки с пилоток и прикрывать советские награды плащ-палатками. Никто не ожидал от русских такой наглости - им уступали дорогу. Отрыв отряда от наших основных сил достиг 80 километров.
Американцы были настолько восхищены подвигом Рапопорта, что удостоили его одной из высших военных наград США - орденом «Легион Почета». Сегодня на месте встречи наших войск с американцами стоит стела с надписью: «Здесь закончилась Вторая мировая война».
В запас Иосиф Рапопорт был уволен в августе 1945 года. Ему шел 34-й год, а голова была уже седой.
Мировое открытие и «подножка» Лысенко
Едва вернувшись с фронта, Рапопорт совершил революционное открытие мирового значения - химический мутагенез! За три послевоенных года он исследовал целую серию веществ, вызывающих мутации.
«Иосиф Абрамович сделал величайшее открытие, принесшее огромную пользу человечеству. Во всем мире созданы специальные лаборатории для определения мутагенного потенциала того или иного химического вещества. Будь-то БАД или какие-нибудь моющие средства, или какие-нибудь кремы, или лекарства. Скажем, антибиотики все были получены при помощи воздействия мутагенов» — /Галина Засухина, доктор медицинских наук, коллега Иосифа Рапопорта/
Благодаря явлению, открытому Рапопортом - химическому мутагенезу, мировая селекция получила множество сортов зерновых, овощных и плодово-ягодных культур с высокой урожайностью и пищевой ценностью, а также устойчивостью к болезням и капризам погоды.
Но в 1948 году в Советском Союзе началась антинаучная кампания по дискредитации генетики. Ее вдохновителем был академик Лысенко. Десять лет доктор биологических наук Рапопорт участвовал в геологических и палеонтологических экспедициях, занимался нефтеразработками.
И только в 1957 году, в разгар хрущевской «оттепели», академик Семенов пригласил Рапопорта в свой институт химической физики. Семенов специально создал отдел химической генетики и предложил Иосифу Абрамовичу его возглавить. Первые публикации Рапопорта об открытии «супермутагенов» появились в печати только в 1960 году. А еще через 2 года, в 1962 году, работу Рапопорта выдвинули на соискание Нобелевской премии.
Золотая Звезда Героя
В 1979 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР, вручили орден Ленина - «За особый вклад в сохранение и развитие генетики и селекции, подготовку высококвалифицированных научных кадров».
В 1990 году Рапопорт получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда за вклад в науку. А через месяц по дороге на работу попал под колеса автомобиля. Его единственный глаз к тому времени поразила катаракта, и он не разглядел несущегося на него грузовика.