Наши знаменитые земляки
Небо ее мечты

Одна из первых женщин-летчиц Молдовы - Нина Федоровна Малкова сегодня на пенсии, но активно участвует в работе совета ветеранов войны. Энергичная, жизнерадостная, волевая, она по-прежнему видит свой долг в служении делу и людям. Вся ее жизнь - яркий образец мужества, бесстрашия, любви к Родине, преданности своему делу. О таких, как Малкова пишут героические повести и книги...
Землячка Михаила Ломоносова Н.Ф.Малкова (из Холмогор) схожа с ним тем же упорством в достижении цели. Тяга к знаниям привела ее в Ленинград. Учеба на рабфаке, а затем работа на судоверфи и на фабрике совпали по времени с повальным увлечением авиацией. С газетных страниц, с журнальных обложек, с экранов и афишных тумб "звучало" требовательно и призывно: "Комсомолец - за штурвал самолета!", "Ты записался в аэроклуб?".
В далеком 37-м Нина стала посещать занятия в центральном аэроклубе. Начала с того, что в первом же полете разбила планер, а затем, склеив и собрав его по кусочкам, вновь поднялась в небо. И летала.
Потом был первый ознакомительный полет на самолете под началом инструктора Соколова. На девчонок, посягнувших на сугубо мужскую профессию летчика, в аэроклубе смотрели свысока, именовали их то "богатыми невестами", то "облаком в штанах". И Соколов, не будучи в этом отношении исключением, устроил новенькой настоящую небесную круговерть: то бросал самолет в глубокий штопор, то принимался выделывать "петли" и крутить "бочки", то устраивал глубокие развороты. И вдруг отрезвляюще-строгое: "Теперь веди самолет на аэродром!". И она повела. И совершила безукоризненную посадку. Вступительный экзамен был сдан. Сказались все же предварительные полеты на планерах...

После окончания Батайской школы, а затем Тамбовского училища летчиков в 1940 году Малкова попросилась на север - туда, где труднее, где нельзя было ждать послаблений и скидок ни на пол, ни на возраст, ни на стаж. Ведь до этого были десятки прыжков с парашютом, в свободные от неба недели отдыха шесть восхождений на Эльбрус, хождение на байдарках... Так она готовила себя к опасностям и максимальным перегрузкам.
Война нагрянула нежданно-негаданно, оглушила первым налетом на аэродром фашистской авиации, которая безжалостно уничтожила, сожгла не только самолеты, но и все живое, так что ее, уцелевшую, долгое время преследовал запах горелого человеческого мяса. То, что чудом сохранилось, перебазировали в Башкирию, там стали готовить летчиков для фронта. Ей, уже в качестве инструктора, поручили группу парней из Ленинграда. И неожиданно натолкнулись на решительное противодействие: "Не будем с бабой летать, дайте другого инструктора!". А где взять "другого", когда инструкторов катастрофически не хватало!
Она взяла в полет самого дерзкого из "отказников" - старшину группы. И, памятуя об экзамене, некогда устроенном ей самой Соколовым, продемонстрировала курсанту "небо с овчинку". Она уже умела это делать. Увы, не только тягаться с "бабой", но и вообще выдержать такое парню оказалось не под силу - потерял ориентацию и даже проявил страх. Пришлось отчислить - не то в первом же бою сбили бы. Ну а остальные... Остальные стали готовиться к полетам, тренироваться, подниматься под ее началом.
Трудно было представить себе что-нибудь более важное, более жизненно необходимое, нежели подготовка будущих летчиков - при том невосполнимом уроне, который несла на начальном этапе войны наша авиация. И все-таки она роптала. Где-то такие же, как она, сражались лицом к лицу с фашистскими асами, а она в глубоком тылу...
Рапорты об отправке на фронт следовали один за другим, пока не схлопотала за излишнюю настойчивость один выговор, затем второй. И вдруг услышала, что Марина Раскова, известная еще до войны героиня, организует женский авиационный полк. Тут уж никто не мог ее удержать.

Нину определили на пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 - командиром. Боевые вылеты почти ежедневно, уничтожение вражеских укреплений, живой силы и техники.
И в каждом вылете - смертельный риск, гибель боевых друзей и подруг.
Особенно тяжело пришлось, когда полк, участвуя в операции "Багратион", получил задание разбомбить укрепленный узел под Оршей. Противник с целью маскировки образовал в районе железнодорожного узла сплошную дымовую завесу. И в этой черной стене из дыма по высоте то тут, то там вспыхивали огненные разрывы зенитных снарядов. Подобьют - не подобьют? Прыгать даже с парашютом в кромешной тьме бесполезно - верная гибель.
- И вот вошли в это пекло, - вспоминает Нина Федоровна. - Вижу только летящий рядом самолет, а строй надо выдерживать очень строго. Гул такой, что не различаю даже шума собственных моторов. В наушниках команда: "Приготовиться к поражению цели!". Рука застыла на сбрасывателе бомб. Нервы - трепещущая, вибрирующая, туго натянутая струна, готовая вот-вот лопнуть. Только бы моя "пешка" не подвела...
Взрывной волной швыряет то вниз, то вверх, то в стороны. Но вот гашетка сбрасывателя бомб нажата - смертоносный груз сброшен. Самолет резко подбрасывает. Быстрый поворот и - назад, горючее уже на исходе. После посадки техники обнаружили в фюзеляже десятки глубоких пробоин, концы лопастей были отбиты. Но сама - жива!.. За этот вылет Нина Федоровна была удостоена ордена Красного Знамени.
И еще один незабываемый вылет - под Ригу, где предстояло уничтожить скопление живой силы и техники. Незадолго до подлета к цели вдруг забарахлил у "пешки" правый мотор. Лететь дальше было опасно. Возвращаться с тремя подвешенными бомбами на аэродром еще опасней, да и инструкцией категорически запрещено. Предписывалось: сбрасывать на запасную цель - озеро.
- Но так было жалко - бомбы-то хорошие, - вспоминает Нина Федоровна, - да и рыбы сколько пропадет... Решила возвращаться назад с полной бомбовой нагрузкой. Это при грунтовом-то аэродроме, где бомбы запросто могли сорваться с замков. Как это в песне поется: "Как я выжил, будем знать только мы с тобой"? О той посадке, наверное, можно сказать то же самое: "Как я села...". Так мягко притерла самолет к полосе, что, наверное, будь в руке чашка с чаем - не пролила бы ни капли.
За спасенный груз, несмотря на нарушение инструкции, она получила благодарность. А вот боевой вылет не засчитали...
Трудно себе представить, что в том всепоглощающем хаосе боев, когда жизнь ежечасно, ежеминутно зависала на тоненьком волоске, находилось все же место и преданной солдатской дружбе, и нежности, и любви.
Еще труднее поверить, что однажды, возвращаясь с задания, она вдруг услышала в эфире голос своего мужа, которого не видела два долгих военных года. Успела - в воздухе! - уточнить номер его воинской части, а встретились только под конец войны и всего на один день, чтобы потом, незадолго до Победы над Берлином потерять его уже навсегда. Так что отцу даже не довелось увидеть дочь, родившуюся в конце сорок пятого...
После войны Н.Малкова была направлена в Молдавию.

Годовалую дочь оставляла квартирной хозяйке, а сама без устали носилась на "кукурузнике" по самым дальним районам, доставляла медикаменты, грузы, пассажиров. С медиками на борту (по 10-12 часов в сутки) спешила к больным. Садиться приходилось и в поле и на стадионах.
Позже пересела за штурвал пассажирского самолета Ли-2.
А когда дочь подросла, стала управлять полетами с земли.
За 35 лет служению небу Молдовы удостоилась орденов Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медали "За трудовую доблесть" и еще свыше 20 медалей...
Замуж эта интересная женщина так и не вышла...
"Достойней не встретила",- говорит Н.Ф.Малкова.
Осталась у этой героической женщины память, а еще - жажда встреч с боевыми подругами.
В свое время они дали клятву: 9 мая встречаться в Москве, в сквере у Большого театра, вспоминать тех, кто не долетел, кто остался в небе навсегда.
В последние годы и средств на поездки вроде бы хватает, да здоровье уже не то. Значит, осталась одна только память. Полынно-горькая, но все еще теплящаяся...
Но не привыкла отважная летчица роптать и в нынешнее нелегкое время. Она по-прежнему встречается с молодежью, ведет активную работу в Совете ветеранов.
Вот ее слова на недавней встрече по случаю Дня молдавской гражданской авиации: "...Пожелаем ей (авиации) безаварийного дальнейшего развития - пусть весь мир знает о неизвестной раньше, махонькой свободной демократической республике, а мы будем отсчитывать годы, радоваться и от всего сердца желать ей успеха..."

Нина Федоровна - человек гостеприимный, общительный. Загляните на скромный огонек к ветерану и отдайте тепло своей души этой легендарной женщине, отстоявшей мирную жизнь. Она же - наша живая история!
Виктор ЗАПОРОЖЕЦ
P.S.
В день, когда этот материал увидит свет, Н.Ф.Малковой исполнится 90 лет! Чествовать легендарную летчицу будут и верховные власти и все авиаторы. Первые - готовят орден "Знак Почета"! - ветеран его заслужила. А коллеги-авиаторы отремонтировали ее однокомнатную квартиру, подарят телевизор (его у Нины Федоровны не было лет восемь), радиотелефон и, конечно же, тепло души своей и добрые слова...