Из темы — Героизм по наследству. Аркадий и Николай Каманины

https://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/785/t996444.jpg
Каманин Аркадий Николаевич
  ( 02.11.1928 — 13.04.1947 )

Сводная информация ЦАМОСсылка
Каманин Аркадий Николаевич
Дата рождения __.__.1928
Место рождения Приморский край, г. Владивосток
Дата и место призыва: _03.1943, доброволец
Воинское звание ст. сержант ; старшина
Воинская часть 5 штурмовой авиационный корпус
423 корпусная отдельная авиационная эскадрилья связи
Награды:
Орден Красной Звезды (19.07.1944)
Орден Красной Звезды (14.01.1945)
Орден Красного Знамени (25.04.1945)
Медаль «За взятие Будапешта»
Медаль «За взятие Вены»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

https://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/785/t58221.jpg
Читать подробную историю жизни Аркадия очень интересно, есть несколько фотографий. Но для чувствительных людей читать, конечно, переживательно — Его позывной «Летунок»
:

  Его позывной "Летунок". Самый юный летчик войны - Аркадий Каманин

Жизнь самого молодого летчика Великой Отечественной войны трагически оборвалась в возрасте 18 лет.
Аркадий Николаевич Каманин прожил короткую, но очень яркую жизнь. Того, что он успел сделать за время, отмеренное на Земле, хватило бы на несколько героических жизней.

Каманин стал самым молодым летчиком Великой Отечественной войны. Он совершил свой первый полет на знаменитом многоцелевом биплане У-2 в июле 1943 года, когда ему было всего 14 лет. В составе 423-й отдельной авиационной эскадрильи связи воевал на Калининском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Уже в 15 лет он получил свой первый орден, а в 18 лет, пережив войну, умер от менингита.

Аркадий Николаевич Каманин был сыном знаменитого советского летчика и военачальника Николая Петровича Каманина, дослужившегося до звания генерал-полковника авиации. Отец Аркадия, помимо всего прочего, был одним из первых Героев Советского Союза, церемония его награждения состоялась 20 апреля 1934 года. Он был награжден за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, получив медаль "Золотая звезда" за No2. Всего Николай Каманин выполнил 9 полетов на самолете Р-5, сняв 34 человека с дрейфующей льдины, его жена и сын, конечно же, следили за спасением челюскинцев. Неудивительно, что, имея перед глазами такой пример в лице своего отца, Аркадий сам заинтересовался авиацией и влюбился в небо.

https://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/785/t322559.jpg
‎Фото ‎Аркадия ‎и‏ ‎Николая ‎Каманиных. ‎Восстановление‏ ‎и ‎колоризация ‎фото ‎Ольга ‎Ширнина.

Аркадий Каманин родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке, где в то время служил его отец. Уже тогда, меняя места жительства: Спасское, Уссурийск, Воздвиженка, совсем юный Аркадий посещал аэродромы, общался с летчиками. Сменив несколько мест жительства, что было связано со сменой мест службы Николая Петровича Каманина, Аркадий и его родители оказались в Москве.

Уже в довольно юном возрасте Аркадий проявлял немалый интерес к службе отца и ко всему, что имело хоть какое-то отношение к авиации и авиационной промышленности, его с детства тянуло к самолетам и полетам, занимался в авиамодельном кружке. Во время летних каникул в Москве он проводил время не на реке, не за игрой в футбол, не на подмосковных дачах, он буквально пропадал на военном аэродроме, где постигал нюансы и тонкости профессии авиационного механика.

Работа на аэродроме помогла ему устроиться механиком на Московский авиационный завод перед войной в 1941 году, где он проработал несколько месяцев. В то же время круг интересов молодого человека не ограничивался одной авиацией, мальчик любил заниматься спортом, старался много читать, он даже играл на музыкальных инструментах, среди которых были аккордеон и баян. Литература и музыка увлекали его не менее страстно, чем небо, ребенок рос всесторонне развитым, родители уже тогда могли им гордиться.

В 1941-1942 годах Аркадий Каманин жил в Ташкенте, куда его отца перевели служить перед началом Великой Отечественной войны. К тому времени, когда он переехал в Ташкент, Аркадий закончил только 6-й класс. После начала войны авиационный завод был эвакуирован из столицы в Ташкент. После школы Аркадий сразу побежал в авиационные мастерские, куда для ремонта прибывали с фронта поврежденные и подбитые самолеты.

В мае 1942 года Николаю Каманину наконец разрешили отправиться на фронт. Перед отъездом он серьезно поговорил с сыном, разрешив Аркадию летом работать в авиаремонтных мастерских по 6 часов в день, а во время учебы – по 2-3 часа. На самом деле, как позже узнал Николай Петрович, его сын пропадал в мастерских по 10-12 часов в день, заглядывая в школу только на два урока. А уже в январе 1943 года он вообще бросил школу, написав отцу, что закончит учебу после войны.

К тому времени Николай Каманин формировал авиационный корпус на Калининском фронте. Жена офицера Мария Михайловна, проработавшая полтора года в госпитале в Ташкенте, так же как и Аркадий Каманин, рвалась на фронт. Вместе они выдвинули главе семьи ультиматум: если не возьмёшь служить к себе в авиационный корпус, мы сами найдем дорогу на фронт. В итоге Николай Петрович уступил, Мария Михайловна стала работать делопроизводителем в штабе корпуса, а Аркадий - механиком по спецтехнике в эскадрилье связи штаба 5-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

Однако Аркадий недолго проработал механиком. Сначала он начал летать на двухместном самолете связи У-2 в качестве штурмана-наблюдателя и бортмеханика. К тому времени он уже досконально знал устройство этого самолета. Биплан У-2 изначально проектировался как учебный самолет, поэтому у него было двойное управление в обеих кабинах.
Сначала младший Каманин просил у пилотов разрешения самому пилотировать самолет после взлета, они разрешали. Так он постепенно получил настоящую летную практику. И уже в июле 1943 года он был выпущен в свой первый "официальный" самостоятельный полет на самолете У-2.
После этого, в возрасте 14 лет, Аркадий Каманин был назначен на должность пилота 423-й отдельной эскадрильи связи, став самым молодым пилотом Великой Отечественной войны.

Этому предшествовали два месяца программы тренировочных полетов. А также сдача экзаменов по технике пилотирования, теории полета, технике и аэронавигации. Николай Петрович Каманин лично принимал экзамены и проверял своего сына на полетах.

Тот факт, что Аркадий был рожден для полетов, также был подтвержден инцидентом, который произошел с ним во время его полетов в качестве штурмана и бортмеханика. Во время одного из полетов шальная пуля попала в козырек кабины пилота, осколки серьезно порезали лицо пилота, кровь мешала ему ориентироваться в пространстве. Чувствуя, что может потерять сознание, он передал управление Аркадию, переключив рацию на него. В результате мальчик привел самолет на аэродром и доложил о ситуации. С земли в небо поднялся командир эскадрильи, который давал Аркадию указания по радио, в результате он смог самостоятельно посадить самолет, все остались живы.

Сначала новоиспеченный летчик летал на многоцелевом биплане У-2 (По-2) между аэродромами корпуса, а также в штаб воздушной армии и штаб фронта. После того, как ему удалось уйти от "мессершмитта", умело преследовавшего его на виражах, Аркадий начал летать в штаб сухопутных армий, а также на передовой командный пункт авиакорпуса.
В некоторые дни он проводил в небе 5-6 часов. На его самолете была изображена стрела, напоминавшая молнию. Пилоты эскадрильи связи ласково называли молодого пилота - "Летунок".

Однажды, возвращаясь на аэродром с задания, он увидел сбитый немцами штурмовик Ил-2, который находился на ничейной земле. Фонарь кабины штурмовика был закрыт. Аркадий предположил, что пилот получил травму и не смог выйти из самолета, он решил посадить свой биплан рядом с ним.
Под минометным огнем противника ему удалось посадить самолет рядом с поврежденной машиной и затащить потерявшего сознание пилота в свой самолет. Кроме того, мальчик забрал с Ил-2 фотоаппаратуру пилота вместе с отснятым материалом. Ему помогли подняться в воздух наши штурмовики и артиллеристы, которые оказали поддержку, открыв огонь по противнику, отвлекая внимание немцев от взлетающего с "нейтралки" биплана.
В итоге Аркадий доставил раненого летчика в госпиталь, им оказался лейтенант Бердников, вылетевший на линию фронта с разведывательным заданием для фотографирования. Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды за спасение летчика, на тот момент мальчику было всего 15 лет.
"Летунок" отличался настоящим бесстрашием.

Однажды, возвращаясь с задания, он увидел на земле у опушки леса поврежденный танк Т-34 – танкисты на земле колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись рядом с ними, Аркадий Каманин спросил, не нужна ли танкистам помощь. Оказалось, что у танка были перебиты две гусеницы, у танкистов были запасные звенья, но не было подходящих болтов для соединения. В результате пилот полетел за недостающими болтами и сбросил их танкистам с воздуха вместе с мазью от ожогов.

Аркадий получил второй орден Красной Звезды в 1944 году, когда бандеровцы напали на штаб фронта. Взлетев под огнем противника, молодой пилот забросал нападавших ручными гранатами с воздуха, а также вызвал подкрепление. Нападение на штаб фронта было отбито, за этот подвиг Аркадий Каманин, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте, был награжден вторым орденом Красной Звезды.

Со временем "летунок" все чаще совершал полеты над неизвестной местностью, в том числе залетал в глубокий тыл врага. Так, весной 1945 года он смог успешно доставить элементы питания для рации и секретные документы членам партизанского отряда, действовавшего в глубоком немецком тылу и скрывавшиеся в горной местности близ чешского города Брно. За этот полет Аркадий был представлен к ордену Красного Знамени.

К концу апреля 1945 года он совершил более 650 боевых вылетов для связи с частями авиакорпуса и со станцией дистанционного управления, налетав в общей сложности 283 часа. За все это время у него не было ни одного летного происшествия и ни одного случая потери ориентации. Помимо двух орденов Красной Звезды и ордена Красного Знамени, он был награжден медалями "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

В день исторического Парада Победы, который состоялся в Москве 24 июня 1945 года, 17-летний Аркадий Каманин прошел по Красной площади в рядах лучших летчиков 2-го Украинского фронта.
Во второй половине 1945 года авиационный корпус, в котором служил Аркадий Каманин, был возвращен на родину из Чехословакии. Штаб корпуса обосновался в Тирасполе.
Молодой пилот решил поступить в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, которую в свое время также успешно окончил его отец. Продолжая выполнять обязанности пилота корпусной эскадрильи связи, он сел изучать учебники.

За полтора года ему удалось завершить программу 8, 9 и 10 классов и осенью 1946 года он сдал экзамены экстерном, став студентом подготовительного отделения академии.
К тому времени всем казалось, что самое страшное уже позади.
Семья Каманиных пережила войну и собралась вместе в Москве, Николай Каманин был назначен заместителем начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Однако беда постигла семью в мирное время. Аркадий заболел гриппом, он не привык жаловаться и стойко переносил свалившуюся на него болезнь на ногах.

12 апреля 1947 года он вернулся к себе домой с лекции и, сказав, что у него болит голова, прилег отдохнуть. К вечеру, когда его стали будить к ужину, он не встал. В бессознательном состоянии его доставили в больницу, всю ночь московские врачи пытались вывести молодого человека из комы, но им это не удалось.

Утром Аркадий Каманин умер, ему было всего 18 лет. Вскрытие показало, что причиной его смерти стал менингит. Аркадий Каманин был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Ниже — документальный фильм Героизм по наследству. Аркадий и Николай Каманины




«И ты уви́дишь не́бо» — советский художественный фильм о Великой Отечественной войне (в сюжете фильма главный герой представляет образ Аркадия Каманина), снятый в 1978 году режиссёром Георгием Кузнецовым.

Фильм рассказывает об Аркадии Каманине — самом юном военном летчике, пятнадцатилетнем герое Великой Отечественной войны, кавалере ордена Боевого Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды. Печальная история послевоенной жизни и смерти героя осталась за рамками повествования.