Ссылка
Подопригора Михаил Архипович
Учетно-послужная картотека
Дата рождения: 14.04.1922
Место рождения: Украинская ССР, Днепропетровская обл., Павлоградский р-н, с. Сергеевка
Дата поступления на службу: __.09.1939
Воинское звание: лейтенант
Наименование воинской части: 218 мд, 345 сд
Судьба: Погиб
Дата окончания службы: 27.06.1942
Подопригора Михаил Архипович
Орден Красной Звезды
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1922
Место призыва: Чистяковский РВК, Украинская ССР, Сталинская обл., Чистяковский р-н
Дата поступления на службу: __.__.1939
Воинское звание: лейтенант
Воинская часть: 345 сд СКФ
Даты подвига: 26.12.1941
Наименование награды: Орден Красной Звезды
Дата документа: 17.06.1942
Приказ подразделения
№: 43 от: 17.06.1942
Издан: ВС Северо-Кавказского фронта
Последние дни обороны Севастополя,Инкерман, 345-я стрелковая дивизия.
Мой дед, Марченко Леонид Ильич, в составе 345 стрелковой дивизии участвовал в обороне Севастополя. Он оставил свои воспоминания об этих событиях - исписанная карандашом тетрадка в клеточку. Я перевела рукопись в электронный вид, сохранив при этом и стиль написания, и знаки препинания, которые, по моему мнению, очень ярко характеризуют эмоции и отношение человека ко всем происходящим событиям.
Первого июня 1942 года фашисты начали третий штурм Севастополя бомбардировкой города, за 1.VI-42 г. было сброшено на город 10 тонн 600 бомб различного калибра. Город горел днем и ночью, так как бомбы сбрасывали от восхода и до заката солнца, это продолжалось 10 дней. Кольцо обороны, то есть окопы обстреливались артиллерией и минометами, авиация перешла на бомбежку массированно с 12.VI-42 г. Да, начались деньки беспрерывных штурмов живой силой. Трупы валялись на каждом шагу вдоль линии обороны — убирать было некогда да и некому. Гансы, фрицы и Иваны лежали спокойно, там где не падали бомбы и снаряды, но это были случайные островки, а больше всего все операции по уродству тела повторялись по нескольку раз в сутки, солнце разрушало организм мертвых, а живые страдали от смрада.
Немцы шли, как правило, в 8-м эшелонов и покрывали землю новыми трупами, увеличивая смрад через день два, одни только «катюши» наводили санитарный порядок на передовой линии - после огня «катюш» воздух заполнялся жаренным мясом и гарью. Спасение было от удушья — это противогазы!
15.VI-42 г. КП 345 стрелковой дивизии бомбили юнкерсы 0,5-1 тонными бомбами, одна тонная бомба попала довольно точно и разрушила стены КП, но обвал особенного вреда не причинил, только бревна и рельсы повылетали с наката, некоторое повреждение телефонной и телеграфной станций. Вокруг моих раций рвались бомбы, снаряды и мины,но вреда не причиняли. КП 345 стрелковой дивизии возвратился в штольню Графской балки. (видимо имелся ввиду ж/д тоннель).
Мне снова рыть для машин укрытия. Под насыпью Симферопольского шоссе была прорыта щель сверху укрывали абрикосовые деревья, но долго быть там не было невозможно, пеленг противника засек рацию и от прямого попадания снаряда спаслись мы с радистом Богуславцем только благодаря веткам абрикосы. Разорвавшийся снаряд ранил левую кисть радиста Ширяева А., который был возле машины.
Ночью был дан мне приказ убрать центральную рацию и установить в щели у входа в штольню, но через сутки обстрел штольни был настолько велик и точный, что снаряды ложились рядом со щелью, а днем прибыло 5 юнкерсов по мою душу, то есть моей команды. Я бы не сказал, что из летчики так уж точно ложат бомбы, если по самолету выпускать хотя бы по десять пуль из СВТ (перевернутый спусковой крючок СВТ позволяет автоматно выпустить 10 пуль), только пятый юнкерс положил бомбу довольно близко, которая сорвала крышу и повредила антенну (я не имел пятой обоймы). Из 60 бомб одна взорвалась близко. На этот раз со мной также был радист Богуславцев, нас испачкало меловой пылью, но обошлось без ран.
Повреждения мы устранили за сутки и рация заработала на штаб армии только со штольни, одна антенна находилась под открытым небом. Фашисты валили кучи бомб, но нам было наплевать (а ведь они менее 12 бомб не бросают) снаряды и мины это обычный вид обстрела. 20 или 21 VI-42 г. убило нашего командира роты старшего лейтенанта Подопригора, ему мы отмечали 22 II- 42 г. 20 лет, похоронили под абрикосами, где стояла рация.
Текст довольно точно позволяет определить где погиб и был похоронен лейтенант Михаил Подопригора.
Так оно выглядит в наши дни
С уважением,Иван Анатольевич.