Дивизия сформирована в июле 1941 года из ополченцев Володарского (ныне Невского) района Ленинграда, поэтому ее часто называли "Володарской", а официально она первоначально называлась "1-я гвардейская стрелковая дивизия народного ополчения". В бой вступила 12 июля 1941 года под Волосовом. Затем были тяжелые, ожесточенные бои под Ленинградом, и дивизия оказалась прижатой к Финскому заливу.
В ноябре личный состав перебросили на кораблях в Ленинград на Ораниенбаумский пятачок, а затем пешком отправили на западный берег Ладожского озера. Марш был очень тяжелым - многие бойцы на ходу умирали от голода и истощения. Не хватало боеприпасов и фуража, да и сама дивизия была таковой только по названию - до 12 ноября в ней насчитывалось всего два стрелковых полка. За пять дней, с 19 по 24 ноября, дивизия сменила четыре района сосредоточения, люди были совершенно измотаны, а от недостатка фуража начался падеж лошадей.
Дивизии была поставлена задача: со стороны Дороги жизни нанести удар по немецким позициям в районе "бутылочного горла", захватить 1-й и 2-й Рабочие поселки и двигаться дальше в направлении Синявинских высот. Одновременно предполагались вспомогательные удары с "Невского пятачка".
Командование 80-й дивизии прекрасно знало реальное состояние вверенной им дивизии и отдавало себе отчет в том, что в случае наступления она лишь понесет бессмысленные жертвы. Поэтому Фролов сообщил начальнику штаба фронта генералу Гусеву, что "дивизия к выполнению поставленной боевой задачи не готова".
Однако в штабе фронта рассудили по-своему. Комдив Фролов и комиссар Иванов были отстранены от командования, а новое начальство приступило в ночь на 26 ноября 1941 года к выполнению той же боевой задачи. В обстановке неразберихи и неорганизованности части 80-й дивизии с опозданием на пять часов вышли к берегу Ладожского озера, не зная, где свои, а где противник.
По воспоминаниям ветеранов, бойцы были посажены на грузовики-полуторки и высажены на льду Невы, не доезжая шести - восьми километров до немецких позиций. Затем, без всякой артиллерийской и минометной поддержки, они пошли на вражеские дзоты и в двух километрах от берега попали под прицельный огонь врага. На открытом пространстве заснеженного Ладожского озера укрыться было практически негде… Дивизия понесла большие и совершенно неоправданные потери.
2 декабря 1941 года, бывший комдив Фролов и бывший комиссар Иванов были арестованы. В тот же день они предстали перед военным трибуналом Ленинградского фронта, которым были признаны виновными в том, что "пораженчески" отнеслись к выполнению приказа, "проявили трусость и преступное бездействие, в результате чего указанная выше операция была сорвана". На следующий день обоих расстреляли.
В дальнейшем дивизия честно и храбро защищала Ленинград все 900 дней блокады. В 1944 году за взятие Любани она получила название "Любанской", потом получила имя Богдана Хмельницкого, участвовала в боях за освобождение Польши.
В июле 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР, проверив материалы дела и соглашаясь с протестом прокурора, определила: "Приговор военного трибунала Ленинградского фронта от 2 декабря 1941 года в отношении Фролова Ивана Михайловича и Иванова Константина Дмитриевича отменить и дело о них прекратить за отсутствием состава преступления".