Солдат 1941-1945 

Солдат 1941-1945

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Солдат 1941-1945 » Авиаторы 2-й Мировой » Ли-2 (ПС-84К); Гв. майор Савченко П.П. и его экипаж.


Ли-2 (ПС-84К); Гв. майор Савченко П.П. и его экипаж.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/49/t124492.jpg

110 Гв. АП ДД 12-й Гв. АДД  базировался на аэродроме п. Монино Московской области.
Самолёт транспортный военной модификации ЛИ-2, или ПС-84К
.

С лета 1942 г. ПС-84 начали применяться в качестве ночных бомбардировщиков. Под центропланом смонтировали бомбодержатели на 1000 кг бомб. Увеличили до 3110 л максимальный запас горючего. Взлетный вес машины превысил 11 500 кг (при довоенной норме 10 900 кг).

Пассажирские ПС-84 в войну больше не строились. Единственным исключением можно считать пять самолетов с салонами довоенного образца, специально изготовленных в Ташкенте в июне 1943 г. для полета советской делегации в Тегеран.

В качестве ночного бомбардировщика ПС-84 не мог похвастаться ни скоростью, ни маневренностью. Зато его экипаж работал в значительно более комфортабельных условиях, чем, скажем, на Ил-4. Просторные кабины, двойное управление, позволявшее пилотам сменять друг друга, салон, где при необходимости можно было и подремать на чехлах, туалет и буфет, отопление (в Ил-4 зимой было ненамного теплее, чем за бортом) и вентиляция, тепло- и звукоизоляция, хорошее приборное оснащение делали самолет весьма удобным для дальних рейдов.

Поведение в воздухе немного инертного, но послушного пилоту бывшего лайнера выгодно отличало его от неустойчивого, выматывавшего летчиков Ил-4. По оборонительному вооружению ПС-84 и Ил-4 были примерно равны, хотя у «Дугласа» совершенно не простреливалось пространство за оперением и под фюзеляжем. Получив бомбовую подвеску, ПС-84 не потерял возможностей транспортного самолета. Таким образом, советская авиация получила самолет двойного назначения, который можно было использовать так или иначе в зависимости от потребностей. Ими стали активно комплектовать полки Авиации Дальнего Действия (АДД).

Но возможности Ли-2 как бомбардировщика существенно ограничивались двумя обстоятельствами: во-первых, только наружная подвеска бомб как лимитировала их число и калибр, так и уменьшала и без того невысокую скорость пассажирского самолета, во-вторых, точность бомбометания сильно страдала от плохого обзора вниз у штурмана и от примитивности стоящего на машине прицела. Так что следующим шагом вполне естественно стало усовершенствование Ли-2 с целью дать возможность штурману смотреть вниз и пользоваться более современным прицелом оптического типа. В 1943 г. появился Ли-2НБ.

https://studfile.net/preview/4165180/page:5/

Из донесения на потери 110 авиаполка читаем, что не вернулись с боевого задания в ночь с 15 на 16 октября 1943 г. с бомбометания района Деменка (Деминка, Демено, Демино), Парфёновка 7 военнослужащих полка (нажимайте на картинки ниже — увеличатся и станут виднее):

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/49/t242353.jpg

1. Савченко Павел Павлович, гв.капитан, командир 1-й АЭ, кадровый,  1919 г.р., Ростовская обл., Мочетинский р-н, с. Ленинское;

2. Самонов Петр Васильевич, гв. мл.лейтенант, лётчик, кадровый, 1922 г.р., Московская обл., Н-Петровский, д. Н-Рождествено;

3. Дыль Михаил Кириллович, лейтенант, штурман корабля, кадровый, 1914 г.р., г. Запорожье;

4. Крылов Федор Иванович, техник-лейтенант, механик авиац. бортовой старший, кадровый, 1916 г.р., Куйбышевская обл., Барашевский р-н, д. Поселок;

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/49/t629241.jpg

5. Саталкин Петр Михайлович, мл. сержант, в/стрелок-радист,  прибыл из ГВФ, 1925 г.р., Сталинградская об., Ольховский р-н, с. Рыбинка;

6. Кожин Александр Андреевич, старшина, в/стрелок, призван Ворошиловским РВК г. Воронеж, 1918 г.р., г. Курск;

7. Персидский Лев Константинович, мл.сержант, в/стрелок, призван Марушинским РВК Алтайского края, 1922 г.р., Горьковская обл.,Арзамасский р-н, д. Марьевка.



Интересует вопрос: это экипаж ОДНОГО самолёта??
7 человек.
Находила где-то в сети, что может быть 7. Так же находила, что устанавливали по 4 пулемёта ШВАКС: 1 спереди, 1 сверху по 1 по бокам ближе к хвосту.

Читала, что такой самолёт ведут 2 пилота, сзади них места штурмана и стрелка-радиста.

И Богданов в разделе о потерях в тот день лишь об экипаже Савченко написал.



Здесь, вроде бы всё ясно, кроме неточностей в донесении: у Савченко к званию слово Гвардии (гв.) есть, у других нет, да и вверху заголовок лишь — 110 АП (а не 110 Гв. АП).

А вот далее читаем в донесении, что задание у них было иное, не как Богданов написал.
Их задачей было бомбометание в р-не Демино, Парфёновка.

Интересно, что там у фашистов находилось 15 октября 1943-го г., в р-не Демино и Парфёновка?
Ясно лишь, что это было за линией фронта.
Интересно найти эти населённые пункты где находились, ведь где-то там, рядом, видимо, и упал самолёт и погиб экипаж.

И с датой пропажи непонятка:  на Савченко в одном отдельном донесении стоит 15.10.1943 г.
А в общем донесении при такой неконкретной дате оператор поставил 16.10.1943.
А кому и — с 15.10.1943 на 16.10.1943.

Я так поняла, что вылетели они 15-го октября в ночь, поздно вечером.
А вернутся должны были 16-го в начале суток.

По факту экипаж погиб 15 октября 1943 г.

Вывод такой ещё и потому, что командир соседнего полка Н.Н. Богданов в книге «В небе Гвардейский Гатчинский» пишет:

16 октября 1943 года нам сообщили из соседнего полка, что не вернулся с боевого задания самолёт Павла Савченко.

Там же он пишет:

В ночь на 16 октября Павел Савченко повел воздушный корабль в 267-й боевой вылет. Находившийся на борту его самолёта груз — боеприпасы и взрывчатка — предназначался партизанскому соединению Сабурова, в расположении которого он не раз бывал, садился на их партизанском аэродроме и маршрут полета хорошо знал.

В 22 часа экипаж донес: "Прошел линию фронта, высота полета 3700 метров, все в порядке". А уже через 25 минут на узле связи были приняты обрывочные тревожные фразы радиограммы о том, что экипаж ведет бой с двумя истребителями противника, самолет горит, атаки продолжаются...

Прошли дни, недели, месяцы, никто из членов экипажа Павла Савченко в часть не вернулся. Прошли многие годы после войны, а мы так и не знаем подробностей того воздушного боя и последних минут жизни славных героев.


Темы по каждому из них:

Савченко Павел Павлович (1911-1943)

2

Нашла на сайте http://allaces.ru/p/claims.php?day=15&a … ;year=1943 (там дату можно изменять и переводом из настроек браузера пользоваться) выложенные победы фашистских АСов:

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/49/t64037.jpg

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/49/t931939.jpg

Последние данные за 15 октября подходят, вроде.
Время они берлинское выставляют.

http://forumupload.ru/uploads/000b/9c/ef/49/t615815.jpg - взято здесь — http://don-caldwell.we.bs/jg26/claims/tonywood.htm

Night: 15-16. October 1943

15.10.43 Hptm. Rudolf Schoenert Stab I./NJG 100 PS-84 ( Haschuki: 2.300 m. 20.17 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 53

Дословный перевод в Гугл:

Ночь: 15-16. Октябрь 1943 г.

15.10.43 Гптм. Рудольф Шенерт Штаб I./NJG 100 PS-84 ( высота: 2300 м. 20.17 Фильм C. 2035/I Примечание: № 53

Есть, значит, (или был) фильм-подтверждение о сбитом нашем самолёте ПС-84!

Нашла, что Stab I./NJG 100 базировался в Венгрии.
Значит, по московскому времени наш PS-84 был сбит в (20:17 + 01:00 =) 21:17

Где же правда, где где нет о цели задания и времени гибели экипажа??
Возможно Н.Г. Богданов в своей книге написал не документальную правду про цель задания и время радирования сообщений от экипажа самолёта Савченко.

У всех 7-ми невернувщихся с задания написано одинаково в донесении о их судьбе.
Кроме того, в УПК у всех 3-х офицеров из экипажа то же самое.
У Саманова, правда, 3-й ориентир указан района бомбометания — Карбусь, но не нахожу что это обозначает. Сейчас Гугл не выдаёт; возможно исчезла та деревенька или село.

Но, думаю, верить надо все же донесению и наличию информации в УПК офицеров, а не воспоминаниям и книгам, где всегда присутствует и вымысел.
И Рудольфу Шоенору приходится верить, коли фильм доказательство предоставил.
Значит, и время гибели экипажа — 21:17.
А вот „Haschuki" — для меня тупик. Не могу понять.
Если это „Хишуки", то не нахожу.

Получается, что самолёт Савченко сбил его ровесник, Рудольф Шоенерт, немецкий знаменитый АС на ночном истребителе Юнкерс-88 на высоте 2300 м в р-не Haschuki  по их времени в 20:17 ??
В Википедии есть много о этом АСе, даже фото.

Гауптман Рудольф Шоёнерт по результативности на 7-м месте среди фашистских АСов, имел весомые награды, признан инициатором применения вооружения, стреляющего вверх, в немецких ночных истребителях.
Прожил 74 года, умер в Канаде.

Часто нахожу возмущения наших о слишком большом количестве сбитых наших самолётов, указанных их лётчиками.
А в отчёте вот видно, что они предоставляли фото и видео подтверждения.

Хорошо бы, чтоб кто-то из знающих наших авиаторов, кто занимался такими поисками, помог убедиться или нет в верности моих выводов.

Об аэродромах Сабурова (на всякий)

Весной 1943 года, здесь, вблизи села Дубницкое, располагалось партизанское соединение Сабурова. Именно командир этого соединения и решил, что наши лельчицкие леса, в которых растут высокие вековые дубы, станут хорошим местом для аэродрома.

— это на всякий случай оставлю здесь.
Это Лельчинский р-н Гомельской области.

Нашла карту с местами таких аэродромов — http://101aviapolk.ru/index/naselennye_ … 01_ap/0-46

Но нужно ли это нам в данном случае — вот вопрос!

3

Судьба не была благосклонной к экипажу Савченко, ведь именно в тот день с утра началось большое наступление по всему фронту:

Пятихатская наступательная операция 15 октября — 23 ноября 1943 года — фронтовая наступательная операция советских войск Степного (с 20 октября 2-го Украинского фронта) в Великой Отечественной войне. Составная часть Нижнеднепровской стратегической наступательной операции — второго этапа битвы за Днепр. Проводилась под командованием генерала армии И. С. Конева.

Итогами операции стало продвижение советских войск на Южной Украине на расстояние почти 100 км, освобождение важного железнодорожного узла — города Пятихатки, выход на подступы к Кривому Рогу и Кировограду. Советские войска глубоко вклинились в позиции немецкой группы армий «Юг», Днепропетровская группировка была охвачена с севера, что обусловило её поражение в ходе Днепропетровской операции[1].

Утром 15 октября войска фронта после мощной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление. Сражение с первых часов приняло упорный характер, противник сразу же стал предпринимать контратаки при поддержке танков и авиации. Советская авиация также активно действовала над полем боя (15 октября немецкая авиация совершила 250 самолето-вылетов, советская — 470). Скрытное сосредоточение советских войск на исходном рубеже принесло свои плоды — имеющимися силами немецкое командование не могло удержать свои позиции. Советские войска в достаточно высоких темпах прорывали немецкую оборону.

Для ускорения прорыва И. С. Конев приказал во второй половине дня ввести в сражение всю ударную группировку - 5-ю гвардейскую танковую армию и 7-й гвардейский механизированный корпус. В течение дня 16 октября прорыв обороны противника был завершен, началось наступление на Пятихатку. Для поддержки ударной группировки фронта были выделены в полном составе по одному бомбардировочному и штурмовому авиационным корпусам генералов И. С. Полбина и В. Г. Рязанова. 18 октября был занят важный узел вражеской обороны село Дериевка, угрожавший флангу наступавших войск. 19 октября 5-я гвардейская танковая армия освободила город и крупный железнодорожный узел Пятихатки. Здесь были захвачены эшелоны с вооружением и продовольствием и элеватор с большим запасом зерна.

По признанию командующего группой армий «Юг» Манштейна: «Между армиями образовался широкий проход. Перед противником был открыт путь в глубину Днепровской дуги на Кривой Рог и тем самым на Никополь, обладание которым Гитлер с военно-экономической точки зрения считал исключительно важным». Чтобы остановить советское наступление, Манштейн спешно ввёл в бой сразу четыре дивизии, прибывшие из Италии и Франции (376-ю и 384-ю пехотные, 14-ю и 24-ю танковые), а оставшиеся резервы спешно перебросил к Кривому Рогу.

Из Википедии

Где-то за линией фронта срочно нужно было помочь нашим войскам уничтожить предназначавшееся на их погибель фашистские технику и в/части..
Где-то там находились и Демино, и Парфёновка, где-то не так далеко от цели бомбометания..

Возможно, этих н.п. уже и нет сейчас, а может и сохранились.
Плохо, что не знаем мы, но супруга бойца, Ольга Алексеевна Савченко, не могла не знать куда муж летел тогда, над какими н.п. шёл бой его экипажа с напавшими двумя ночными юнкерсами J-88, т.к. она жила вместе с мужем в п. Монино в офицерской квартире.

Именно на аэродроме Монино базировался 110 Гвардейский авиационный полк ДД Савченко П.П.
Его родная 12 Гвардейская авиационная дивизия дальнего действия (12 Гв. ДД) находилась в подчинении Авиации ДД и выше — Ставки Главного Командования.

15 октября 1943 года — чёрный день, день гибели экипажа ПС-84К (ЛИ-2) Савченко Павла Павловича..


Вы здесь » Солдат 1941-1945 » Авиаторы 2-й Мировой » Ли-2 (ПС-84К); Гв. майор Савченко П.П. и его экипаж.