(Из работы Валентины Михайловны Козиной с сайта vozn.obr.ru)
Из Книги Памяти работников образования Нижегородской области:
Образование в Вознесенском р-не Нижегородской обл.
До Октябрьской революции в школах нашего района действовали 23 церковно-приходские школы с четырехлетним сроком обучения. Сюда же относятся и земские школы, в которых обучались три года. В Вознесенске в это время работали две школы - церковно-приходская и земская. Обучение в церковно-приходских школах велось по программам, изданным Святейшим синодом, по учебным книгам и руководствам, указанным в этих программах. В земских школах учили русскому языку, арифметике, чистописанию, закону божьему, церковно-славянскому чтению. Попасть на обучение в эти школы было трудно и не всем доступно. Поэтому население села было сплошь неграмотным.
Недостаток учителей, отсутствие учебных помещений - характерная особенность для школы того времени. Так в 1890 году в Темниковской земской управе разбиралась жалоба села Вознесенское, дать им второго учителя: «…так как Вознесенско-заводское училище слишком многолюдно (более 120 человек) и, кроме того помещается в двух отдельных комнатах (в одной мальчики, в другой девочки), вследствие чего учителю приходится в течение одного часа переходить несколько раз из одной комнаты в другую, что, конечно, неблагоприятно отзывается на ходе учебных занятий». 20 сентября 1890 года учитель был назначен. В земской школе Вознесенска в 1916 году работало 3 учителя: Кузьмин А.П., Чурмаева Е.А., Рязанцева В.К.Вознесенская средняя школа № 1
После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года вопросам просвещения в нашей стране стало уделяться большее внимание, но разруха, бедственное положение в деревне не давали возможности сразу и в корне изменить школьное дело.
В 20-е годы в Вознесенском селе была образована образцовая начальная школа с четырехлетним сроком обучения. Располагалась она в небольшом одноэтажном здании, которое находилось на углу улиц Ленина и Советской.
Бывший ученик этой школы С. И. Силаев вспоминает, в каких условиях они учились: «Классы были очень маленькими, с перегородками из досок, которые не доходили до потолка. В зимнее время здесь было постоянно холодно, поэтому дети вынуждены были сидеть в верхней одежде». Отсутствие учебных пособий (за исключением карты и глобуса), занятия в две смены сильно мешали учебе детей.
Учителя Л.М. Моргунова, А.В. Карманова, А.И. Кашина, М.М. Поликанова, Е.В. Поспелова, А.И. Фролова во главе с директором школы А. Е. Кармановым делали многое, чтобы дети получали хорошие знания.
Учительница Е. В. Поспелова с гордостью вспоминала своих бывших учеников, впоследствии ставших военными, преподавателями ВУЗов, инженерами, учителями. И они уже через многие годы с особой добротой вспоминали свою первую учительницу «молодую и красивую женщину Евгению Владимировну Поспелову».Летом 1929 года образовался Вознесенский район.
В соответствии с постановлениями СНК РСФСР по развитию народного образования райисполкомовское начальство решало вопрос об открытии в райцентре ШКМ — школы крестьянской молодежи.
Открыли школу в 1930 году на Мызе в бывшем кулацком доме.
Это был большой деревянный дом с резными наличниками, красивым крыльцом, украшенный балясинами.Директором школы был назначен молодой выпускник Починковской педагогической гимназии Глумов Виктор Иванович.
Вторым учителем была Евдокимова Анастасия Федоровна, у которой был одиннадцатилетний стаж работы.
Из поступивших 70 заявлений на учебу отобрали лишь 49 учеников, а остальным отказали по разным причинам.
Среди учащихся было 18 девочек.
Предпочтение было отдано 25 пионерам и 10 комсомольцам.Занятия в тот год начались с 6 октября и продолжались 10 месяцев. Среди учащихся первого, а затем и второго наборов знакомые вознесенцам фамилии: Н.Н. Бомбина, сестры Клавдия и Нина Бабкины, Н.И. Байкин, А.И.Ларина, А.П. Мельникова, Н.М. Лаптев, В.М. Рябчиков, М.И. Куликов из Благодатовки, А.В. Филатов из Мотызлей.
Н. Бомбина вспоминает, что занимались в обычном доме, где стояла русская печь.
Директорами этой школы некоторое время были С.Ф. Предтеченский ( Предтеченский Серафим Фёдорович 1901-1942 ), П.И. Гришин, М.А. Гаврилов.
Для учащихся с периферии общежитие было на Мызе, где затем размещалась редакция газеты.
Увеличивались контингент учащихся, количество учителей, менялся статус и название школы.
В 1932 году она стала называться колхозной.Школа переселилась на живописный пригорок в конфискованный дом лесничего Федора Егоровича Дакса.
Двухэтажный деревянный дом с мезонином и флигельком утопал в зелени акаций, сирени, вязов, белых и черных тополей. Вблизи был искусственный водоем, рядом — сад. Школьники называли этот дом «голубятней».
Вознесенская школа. Конфискованный дом лесничего Федора Егоровича Дакса.В 1932 году в школе работали 6 учителей разных специальностей: русского языка, математики, биологии, истории, трудового обучения.
Затем построили ещё дополнительно деревянные здания для школы и жилье для учителей.В то время продолжала существовать и школа первой ступени, дающая начальное образование.
В 1934 году обе школы объединяются в одну, и она стала называться НСШ - неполная средняя школа.
Директором ее назначается Вялов А.М., завучем — Карманов А.Е., затем — Барсков В.К..
Преподавателей в школе 10, из них 5— в начальных классах.
Не хватало учебников, наглядных пособий, тетрадей, но желание детей учиться было велико, и молодые учителя старались дать им свои знания.
Вот как вспоминает свою учебу в эти годы выпускник Вознесенской средней школы, полковник в отставке С. Кособоков: «Вспоминаю учебу во вторую смену в 5 классе. Электричества ещё не было, электростанцию только начали строить.
Каждый ученик приносил с собой свечку (в основном самодельную). При таком свете мы решали задачи, писали диктанты.
Некоторые ученики, в том числе и я, делали деревянные фонарики со стеклом, с которыми шли после уроков домой, освещая дорогу во время осенней распутицы».
В 1935 году школа получает статус Вознесенской средней школы.
Часть учащихся третьего набора получает возможность продолжить школьный путь и получает первые свидетельства о среднем образовании.
Их всего 27.
Многие из них посвятили себя сельскому хозяйству, промышленности, медицине, почти половина из них станет учителями: Комякова М.М., Калачева А.А., Кузин И.Н., Кожевникова Т.Д., Ефимова М.В. и другие.Директором средней школы являлся Мошков С.И., порядочный, общительный, он давал уроки истории.
В 1938—1939 учебном году в школе насчитывалось 17 классов, 588 учащихся и 20 учителей, при школе была библиотека, в которой 965 томов книг.
В 1939 году на школьной горе появилось ещё одно здание из четырех классных комнат. Там занимались старшие классы.
Электричество подвели только в учительскую.
Проводку в коридор и по классам сделали директор школы Сергей Федорович Фролов с учениками Кособоковым С., Ивановым Ю., Степановым В.Учащихся тех лет имели активную жизненную позицию, умели организовать свой досуг, несмотря на тяжёлые жизненные условия.
Об этом свидетельствует воспоминание С. Кособокова: «В том же году (1939) учениками был создан кружок танцев. Собирались по четвергам. Девочки, умеющие танцевать, обучали остальных. Они же приглашали знакомого гармониста. Если же этого не удавалось, посылали делегацию к Т. С. Мироновой за патефоном и пластинками. Танцевали польку, метелицу, разучивали танго, фокстрот, вальс. Танцевали, конечно, в валенках, другой обуви у нас не было».В 1935—1938 годы по району катится волна репрессий, требования к учительству предъявляются особенно строгие. В одном из архивных документов встретилась такая запись: "директору за задержку в райисполкоме и последующее десятиминутное опоздание дали строгий выговор".
Поэтому отдельные директора были в должности несколько месяцев.
За предвоенные годы их сменилось 13.
Среди них были: Шемяков Д.Е (позднее — доктор исторических наук, профессор Кишиневского университета), Карманов А.Е., Тощев Д.И., Кузин В.М., Овчинников В.Г., Фролов С.Ф., Шабашов И.Я.Была и другая причина сменяемости: назначали молодых по возрасту, которых вскоре призывали в Красную Армию.
1941 год. Июнь.
Выпускники 1941 года веселились на выпускном бале. Ребята не знали, что в эти минуты фашистские самолёты загружаются смертоносным грузом, что немецкие танки, расположенные вдоль советской границы, ждут команды.
Не суждено было сбыться мечтам этих юношей и девушек.
Большинство выпускников этого года ушли на защиту Отечества.
Из этого памятного выпуска, чью юность опалило суровое пламя войны, навсегда остались восемнадцатилетними 8 человек.
Встреча выпускников 1941 года у школы. 40 лет спустя ...Фото 1981 года.Уходят на фронт и учителя-мужчины, а затем друг за другом старшие вожатые школы Надежда Лапушкина и Евгения Обрезчикова..
В боях на Украине погибли бывшие директора С. Мошков, С. Фролов..
Пал в бою П. Гришин..
Не вернулись с фронта А. Вялов, В. Овчинников, А. Карманов..
Неизвестны судьбы Сычева А.В., Львова А.А., Тюганова М.С., Кузина В.М., Шабашова И.Я..Военные дороги учителей и учащихся порой пересекались. С. Мошков встречал в офицерской школе А. Сычева.
Красивый, белокурый, с ямочками на щеках Быков Василий Алексеевич на фронте свиделся со своими ученицами Верой Обрезчиковой (Рябчиковой) и Зиной Слюняевой (Ивановой). Он же в конце войны был тяжело ранен, лишился ноги.В самые тяжёлые военные годы руководство школой легло на плечи молоденькой симпатичной девушки - учительницы математики Тагуновой Александры Петровны.
— материал на основе книг Альбины Свеклиной; взят с сайта МБОУ Вознесенская средняя школа Нижегородской обл.; публикацию собрала и выложила преподаватель истории Костина Е.А.